Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Пятница, 17.05.2024, 09:38
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Физическая культура - это молодость и здоровье.
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Дарить детям добро

                  За такой промежуток работы педагогом в ЦО, ДЮСШ, школе, детском садике у меня накопился целый свод правил, многие из которых не отыщешь в учебниках. Между тем рожденные практикой и проверенные многократно жизнью, эти правила верой и правдой служили мне много  лет и, возможно, заинтересуют других:

    1. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Прежде всего, личный пример учителя во всем.

    2. Очень стараюсь не видеть в своих питомцах маленьких роботов. Самое страшное – это приучение детей к единообразию, единомыслию. Школьная физкультура и сегодня авторитарная, режимная. Единообразие, одинаковость, всеобщая «причесанность», внешняя упорядочность еще не есть порядок.

    3. Любое дело делать так, словно это твоя «лебединая песня». Не повторяться, иметь свой почерк, смело уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ.

    4. Невольник – плохой работник. Это в равной степени касается и ребенка и учителя. Можно силой привести лошадь к воде, но нельзя силой заставить лошадь пить.

    5. Мера. Чувство меры должно быть во всем; в дозировке физических нагрузок, в поощрении и порицании детей. Мера активности учителя на уроке и мера, например, самостоятельности учащихся.

    6. Улыбка. Мрачный, постоянно недовольный чем-то, да еще срывающий на детях зло учитель – это явление противоестественное, ненормальное.

    7. Вера в успех, в детей, в свой метод. Любимые изречения: «Если человек не знает, к какой пристани его корабль держит путь, никакой ветер не будет для него попутным» (Сенека). «Кто из граждан был бы самым не завистным в стране слепых?» – спрашивает Гельвеций, и сам же отвечает: «Зрячий».

    8. Защищенность каждого ребенка. Детские трагедии: обидная кличка, коей наделили ребята своего товарища, уничтожение (например, неумение выполнить какое-то упражнение) перед всем классом, товарищами, детьми противоположного пола, жесткий разбор с виновными после поражения группы, отклонения в физическом развитии (излишний вес, например) и пр.

    9. Принцип бережного прикосновения. Этот принцип заимствован у доктора педагогических наук писателя Ю.П. Азарова и обозначен он – бережное отношение к личности и взглядом, и словом, и поступком… В чем причины постоянных конфликтов в школе и в семье? Не в игнорировании ли именно этого принципа? А еще фальшь, неискренность взрослых, а значит, и неуважение личности ребенка. Дети это чувствуют удивительно тонко.

    10. Барометр занятия – глаза ребенка. Видеть пред собой не группу, а отдельную индивидуальность, неповторимую, уникальную. Уметь чутко улавливать, читать настроение ребенка по едва уловимым признакам, в том числе по глазам, чутко и своевременно реагировать, на показания такого «барометра».

    11. Принцип трех «не»: не спешить, не вредить, не винить детей в своих собственных просчетах и ошибках. Не спешить в оценке того или иного поступка ребенка (не пытайся наказать провинившегося тут же, на «месте проступка», ведь гнев – плохой советчик).

    Не спешить «разжевать», облегчить решение задачи, не спешить выполнить что-то за ребенка, утешая себя тем, что у того  это получится хуже, например, подготовка ямы для прыжков или влажная уборка матов перед выполнением акробатических упражнений). Учителю доверено самое дорогое – жизнь ребенка. Это очень большая ответственность.

    Убежден: нельзя терять в мелочной повседневной суете главную цель: привитие любви, привычки, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой, спортом.

     

    12. Без этого самого «САМО» – результат «нуль»? Сегодня, когда идет борьба за сокращение, а в будущем и отмену домашних заданий, напротив, роль домашних заданий по предмету «Физическая культура», роль самоподготовки, самостоятельных занятий при консультативной помощи учителя, родителей (в младших классах) несомненно, будет возрастать. Проблема, убежден, архиважная, до сего дня не решенная. Почему? Видимо, в связи с недооценкой проблемы многими из нас. Главное – необходимо подобрать ключ к ларцу,

    где  хранится интерес ребенка, его мотивационная сфера. К сожалению, следует признать, организация самостоятельных занятий ребенка (речь идет, прежде всего, о младших школьниках) примитивна, формальна и ни к чему, кроме профанации, сегодня не ведет.

    13. Бесконфликтность. Наверное, этот довод вызовет несогласие многих. И все же…  Речь идет не о потакании во всем детям, не о полной безнаказанности и детской анархии. Речь идёт о другом – о противостоянии детей и взрослых, как правило, в равной степени страдающих и мучащих друг друга.

    14. Сохранить в себе детство!  Перечитывая дневниковые записи, наткнуться вот на такую мысль: «Есть такое понятие – «игровая структура». Не вырывайте их из детства с корнями! Не расставайтесь сами с детством! В актерской среде считается, что выигрывает тот, кто сохраняет в себе детство. Есть над чем задуматься нам, «профессионалам-воспитателям».

    15. Все мы немного психотерапевты. Проверь себя: тембр и громкость звучания голоса, манера поведения, (кажется, древние римляне считали суетливость признаком слабости), удачно подобранная музыка, живописная природа, сопутствующая занятиям с детьми, при встрече и             расставании пожелание здоровья (внушение хорошего самочувствия), рукопожатие (передача доброй биоэнергии) и многое другое – не простейшие ли это приемы психотерапии?

    Это важно особенно сегодня, когда так велик дефицит доброты, сочувствия, сострадания, терпимости.

    16. Не сойти с дистанции. Не правда ли, преподавателя можно сравнить со стайером на длинной педагогической дистанции? Дистанция, признаемся, тяжелая, успешно проходят ее, увы, не многие. Причины различны. Одна из них – здоровье педагога. Звучит, кажется, довольно нелепо? Тем не менее, это, как ни печально, реальность.

    У нас не приняты, как во многих странах, тесты для преподавателей (особенно это касается, на мой взгляд, специалистов по физической  культуре и спорту), где, например, избыточный вес, некоторая разбалансировка психики, не кондиции сердечной деятельности и пр. могут послужить поводом для остановки учителя. А может быть, напрасно нет тестов? Возможно, это заставило бы многих из нас более бережно относиться к собственному здоровью, на деле, а не на словах, следовать заповедям здорового образа жизни.

    17. Не надоесть друг другу. «Все! Надоело! Не могу их видеть!» – восклицал бывший тренер-преподаватель.

    Из диалога с представителем «славной» и многочисленной армии прогульщиков:

    – Почему не ходишь на занятия?

    – На секцию? Надоело, неинтересно…

    Наверное, чтобы быть интересным детям, надо, прежде всего, быть интересным самому себе, не потерять вкус к жизни, к работе…

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: sport-aktiv (03.10.2013)
    Просмотров: 534 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Алексей Иванович  
    0
    Здорово!!!

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz