Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Пятница, 17.05.2024, 07:24
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Физическая культура - это молодость и здоровье.
    Главная » 2013 » Октябрь » 11 » Мои педагогические мысли
    09:51
    Мои педагогические мысли

    Личностный подход в процессе занятий

     физической культурой в школе

     

    Характеризуя деятельность современного педагога, можно сказать, что главной ее задачей является формирование основных навыков физического воспитания у  учащихся, независимо от первоначального уровня их физической подготовки. Добиться этой задачи можно лишь системой комплексных мероприятий, направленных на активизацию физической активности всех учащихся.

    Активность учащихся на занятиях физической культурой во многом зависит от самого педагога. Для этого существует много путей и способов.

    Так, в процессе организации физкультурных занятий в МБОУСОШ №57, можно выделить следующие направления работы: практическая реализация личностного подхода в обучении, четкая продуманная организация занятий с вовлечением в посильную физическую активность всех учащихся группы,  эмоциональное проведение занятий, создание положительного социально-психологического климата на занятии.

     

    ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД включает одну из важнейших задача - формирование у ребенка положительной "Я-концепции". Для этого в первую очередь, необходимо:

    - видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" - вот, убеждение учителя);

    - создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба, занятия приносили ребенку радость; "Учиться победно!";

    - исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба

    достоинству, Я-концепции ребенка.

     

    На занятиях использовать личностный подход особенно важно, так как в последнее время резко возросло число учащихся с различными отклонениями в физическом развитии. При этом  задача педагога дополнительного образования, и моя в частности, - обеспечить максимально          возможный для данного учащегося уровень физического развития, показать важность физического развития в процессе гармоничного развития личности.

    Создание положительного эмоционального фона на тренировке. Эмоциональный фон является важным фактором занятия. Он возникает с момента ожидания учащимися секции и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу тренировки в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в связи с оценками их деятельности.

    Как показал опыт, замечания, высказанные в обидной форме, снижают активность учащихся на занятиях, так же как и насмешки товарищей, причем особенно заметно в средних классах. Старшеклассники меньше ориентированы на оценку своей деятельности другими, поэтому к               насмешкам одноклассников они относятся более спокойно. Зато для старшеклассников весьма значим фактор "достигаемые результаты". Исходя из этого, постоянной моей заботой является создание и поддержание радостного настроения школьников на занятии. Наполняя их жизнь радостными переживаниями, расширяется возможность учащихся управлять педагогическим процессом.

    Однако радость на тренировке - это не только и не столько веселье, сколько радость труда, учения. Спортивное занятие становится радостным для школьников, когда они двигаются, а не сидят,               замерзая, на скамейках, когда они видят улыбку тренера, его шутку, когда видят результаты своего труда. Педагогами - практиками замечено: чем менее развиты и воспитаны дети, тем большее значение для них имеют побочные радости. Например: то, что тренировку проводит любимый тренер, что на занятии можно побегать, посмеяться, поиграть.

    Чтобы у школьника сформировалось положительное отношение к занятиям спортом и урокам физической культуры, необходимо, чтобы радостные переживания возникали у школьника многократно. Этому положению мы, как педагоги школы следуем постоянно. При этом я стараюсь, чтобы основным источником радости на занятиях являлся   сам процесс научения, преодоления трудностей, приобретения нового, развития способностей и качеств личности. Кроме того, в своей профессиональной деятельности использую целый арсенал факторов, повышающих эмоциональность тренировки и вызывающих радость у школьников.

    Общая обстановка тренировки и настрой на занятие педагога: внешний вид зала, его чистота, спортивный инвентарь - все должно выглядеть эстетично; внешний вид тренера, его настроение должны создавать мажорный и оптимистический рабочий фон урока.

    Использование игрового и соревновательного методов. Игра и соревнование в силу присущих им психологических особенностей - занимательности, престижности и др. - вызывают сильный               эмоциональный отклик у учащихся.

    Разнообразие средств и методов, используемых тренером на занятии. В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний - монотонии и психического пресыщения.

    Музыкальное сопровождение на занятиях (зачастую в начальных классах). Хорошие результаты в повышении эмоциональности занятия дает использование звукозаписи. Музыка оказывает влияние на человека как ритмический и как эмоциогенный раздражитель. Поэтому она положительно влияет в том случае, когда физические упражнения совершаются в ритме музыки. С этой целью рекомендуется подбирать для урока определенную ритмическую музыку.

    Оптимальная загруженность учащихся на занятии. Оптимальная загруженность учащихся на тренировке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз,               осуществлением постоянного контроля над учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и т.д.

    Осуществление постоянного контроля над учащимися на занятии. Для активизации учащихся в процессе тренировки целесообразно предупредить ребят, особенно проявляющих пассивность, что сегодня у всей группы или отдельных учеников оцениваться будет активность, старательность, внимательность, дисциплинированность и 4-6 основных видов деятельности. Причем, кого именно учитель будет оценивать на тренировке, учащимся сообщать не следует.

    Техника оценивания облегчается заранее составленной в конспекте занятия таблицей, в которую заносятся фамилии 5-6 учащихся и 4 - 6 основных видов деятельности (элементы строя, общеразвивающие упражнения, элементы или комбинации упражнений основной части занятия). Оцениваются главным образом заученные упражнения.

    Большой воспитательный и активизирующий эффект дает максимальное включение в деятельность всех учащихся. Даже освобожденным учащимся рекомендуется присутствовать на занятии, внимательно следить за тем, что делают их товарищи, мысленно повторять упражнения, которые показывает тренер. Возникающий при этом идеомоторный акт способствует не только формированию двигательных умений, но и развивает даже (правда в небольшой степени) силу и быстроту. Наблюдение за действиями товарищей к концу тренировки приводит к улучшению у освобожденных учащихся показателей внимания. Освобожденные от выполнения физических упражнений школьники должны принимать участие в занятии не только как наблюдатели, но и как

    активные участники, оказывая помощь в судействе, контролируя активность отдельных учащихся, выполняя в роли помощников-организаторов.

    Вышеизложенные компоненты позволяют наладить четкую организацию занятий, предусматривающую дифференцированный подход к формированию у спортсменов знаний и умений. Однако вышеуказанная четкость не означает, что на занятиях нет места творчеству  педагога. В данной ситуации все происходит наоборот - практически на каждом занятии я, как педагог, стараюсь внести какой-нибудь новый элемент - в организацию разминки (новые упражнения, постоянно меняющееся музыкальное сопровождение), в отработку отдельных спортивных элементов, в организации парных, групповых заданий и др.

     

    Основные компоненты творческой лаборатории учителя можно представить следующим образом:

     

    1 Банк педагогических идей

    Методическая работа по предмету:

    - собственные разработки, систематизация, опытная проверка эффективности методических приемов формирования отдельных компонентов физической культуры учащихся;

    - изучение опыта ведущих педагогов физической культуры (города, края и т.д.), творческая переработка идей и применение на практике.

    - работа в методических объединениях учителей физической культуры города и района, и совместная разработка путей повышения эффективности уроков физической культуры и спортивных занятий у школьников.

    Воспитательная работа:

    - разработка оригинальных сценариев и проведение внеурочных мероприятий со школьниками спортивного направления "А ну-ка парни!", "Вперед мальчишки!", "Дней здоровья" и др.

    - разработка бесед и лекций для школьников валеологического направления;

    - разработка и внедрение в образовательную практику элементов здоровьесберегательных технологий (физкультминуток, активных перемен и др.)

    - пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания п пр.)

    Научно-исследовательская работа:

    - совместная работа с методистами РМК по совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры - разработка программы предметной олимпиады по физической культуре; подготовка учащихся к выступлениям на олимпиаде и др.

     

    2 Литература (психолого-педагогическая, методическая, справочная и др.)

    - Психология физического воспитания

    - Педагогика (для студентов физического воспитания)

    - Специальная методическая литература

    - Учебно-методическая литература из серии "Профессиональная культура педагога" и др.

    -  Спортивно-методическая литература

     

    3 Периодическая печать

    - Журналы "Физическая культура в школе", "Народное образование", «Лёгкая атлетика» и др.

    - Газеты "Первое сентября" и др.

    - Спортивная пресса

     

    4 Демонстрационный материал

    - плакаты

    - схемы

    - таблицы

    - видеоматериалы

    - разнообразный спортивный инвентарь

    - специальные приспособления для фиксации спортивного инвентаря и др.

     

    5 Передовой педагогический опыт

    - изучение передового педагогического опыта педагогов дополнительного образования и учителей физической культуры, а также использование новых педагогических идей (гуманного отношения у учащихся, формирование "детоцентристской профессиональной позиции", использование принципа "доминирования интересов детства и др.")

    - изучение педагогического опыта педагогов, представленных на городских и краевых мероприятиях "Учитель года"

    - участие в проведении городского конкурса "Учитель года"

     

    При этом в процессе практической реализации личностного подхода на физкультурных занятиях определенная роль отводится выпускникам школы, поступивших в специализированные высшие учебные заведения, которые, постигая азы профессионального мастерства, вносят определенный задор в занятия со школьниками. А проводящиеся ежегодно на базе МБОУСОШ №57 и школ города предметные олимпиады по физическому воспитанию, как правило, превращают спортивный зал в творческие мастерские. Таким образом, творческая  работа педагога, и моя в частности, является бесценным подарком для школьников, у которых на всю жизнь закладываются навыки основ физического воспитания.

    Просмотров: 274 | Добавил: sport-aktiv | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Валя  
    0
    Спасибо большое.. Информация супер!

    1 Сергей Михайлович  
    1
    Много практически-интересного. Есть что применить на практике. Спасибо.

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz