Более двадцати трех лет, ежегодно, на пороге нового учебного года
перетряхиваю свой педагогический «багаж», критически оцениваю, что удалось,
получилось, какие были находки, а от чего следует решительно избавиться. Не зря
говорят: на ошибках учатся.
Начнем с себя! Возьмем чистый
лист бумаги, проведем посередине линию. На левой половине под знаком «плюс»
перечислим все свои качества, которые представляются положительными, справа под
знаком «минус» честно, объективно отметим свои негативные проявления черт
характера, привычки и прочее. К этому можно добить результаты наблюдений, что
больше всего дети ценят в учителе, а что категорически отвергают. По опыту
знаю: не приемлют грубость, жестокость, мстительность, высокомерие, равнодушие,
несправедливость, неискренность, трусость, ограниченность, недобросовестность.
Не любят людей, лишенных чувства юмора, людей мрачных, обиженных на весь белый
свет.
Что же касается качеств, которые
дети наиболее ценят в нас, я позволю сослаться на
Ш.А. Амонашвили. По его словам,
дети хотят, чтобы мы понимали и любили их такими, какие они есть. В нас должно
пленять все: улыбка, строгость, сдержанность, скромность, чуткость,
искренность, интеллигентность, общительность, одежда, знания. Нам должно быть
присуще все лучшее, что людям нравиться в человеке.
Люблю занятия в начальных классах.
Если с 16-17-летними стремлюсь быть строго-ироничным, то к малышам прихожу
добрым и веселым, мягким и терпеливым. Зачем приходит маленький человек в
школу? Вопрос риторический. Долгое время он не вызывал у меня ни малейшего
сомнения. Конечно же, учиться. Зачем же еще? На занятия ко мне школьник
приходит, чтобы стать сильным, ловким, выносливым, здоровым. Где, как не на
спортивных занятиях, он приобретает необходимые различные навыки и знания,
приобщается к различным видам спорта, воспитывает привычку и потребность в
систематических занятиях физическими упражнениями, в здоровом образе жизни,
формируется как личность. Вы скажите: это знает любой первокурсник пединститута
с факультета физвоспитания. Не спорю. И все же…
Маленький человек приходит в школу,
прежде всего за счастьем. Он ждет от нее праздника, встречи с умными, добрыми
людьми, от урока – пусть небольшого, но чуда, и душа его доверчиво
открыта.Необходимо почаще прислушиваться к себе:
не очерствело ли сердце, не подводит ли
педагогическое чутье? Перестройка в школьной физкультуре? Ни
перелицованные, подлатанныеучебные
программы, ни (боюсь навлечь на себя гнев коллег) третий-четвертый урок
физкультуры, ведение которых считают едва ли не панацеей от всех бед,
незначительная прибавка к заработной плате, ни в ведении так долго и тщетно
ожидаемой ставке лаборанта при школьном кабинете физической культуры, и новые
правила аттестации (категории) вряд ли изменят что-то к лучшему. Бедная-бедная
наша школьная физкультура, в которую и рука-то не поднимается новые камни
кидать! Ведь многие годы в приоритетах значилось лишь погоня за очками, медалями,
призовыми местами, дипломами. Рецидивы этого явления живы поныне. Формализм,
показуха, очковтирательство, невнимание к личности ребенка, педагогическое
бескультурье лишь усугубляло и загоняло болезнь внутрь. За последние годы вроде
бы произошла переоценка педагогических ценностей. О работе учителя физкультуры
судят теперь главным образом по выступлению классов в различных видах
программы. Но это, как правило, не касается начальной школы.
Так с чего же начать перестройку
физкультуры в начальных классах? Конечно же, с нового качества учительского
труда, с поиска, инициативы, творчества.